Более двух лет руководит кружком «Юный пчеловод» молодой пчеловод колхоза им. Кирова Знаменского района Тамбовской области Михаил Алексеевич Бондарев. В его кружке ежегодно занимаются 10—15 учеников местной школы. Здесь ребята знакомятся с основами разведения пчел, содержания и ухода за ними, биологическими особенностями этих интересных насекомых, болезнями и вредителями пчел, мерами борьбы с ними, с использованием семей пчел на медосборе и опылении энтомофильных растений. Много внимания Михаил Алексеевич уделяет приобретению учащимися практических навыков во время работы на пасеке, определению состояния семьи по поведению пчел у летка.
— Присмотритесь,— наставляет он ребят на практических занятиях,— тесно у летка, пчелы с трудом пробираются в гнездо — сильная семья; пчелы летают редко, их легко можно сосчитать — слабая семья. Выяснив причины такого поведения, принимайте экстренные меры, создайте им благоприятные условия для наращивания силы семьи.
Пчелы прилетают тяжелые, они не садятся, а прямо-таки падают на прилетную доску, чуть отдохнув, неторопливо входят в леток — начался медосбор, зацвел какой-то медонос, который пчелы обнаружили и теперь энергично собирают с него нектар и пыльцу. В это время следите, чтобы в ульях было много свободных сотов для их размещения.
Вокруг пасеки произрастает свыше двадцати основных медоносов. Одни растения дают пыльцу, другие нектар. Чтобы уточнить, какой медонос заинтересовал пчел, надо понаблюдать за их работой на цветках. Так, с одуванчика пчелы несут обножку оранжевую, огненную, с яблони — зеленоватую, с лугового разнотравья — больше желтую, с клевера — темно-коричневую, с вербы и. ветлы — светло-желтую.
Только что совершенно спокойная семья приходит в сильное возбуждение. Теснясь в летке, пчелы вылетают из гнезда, стараясь опередить одна другую, торопливо взлетают и, как в вихре, кружатся в воздухе. Над пасекой слышится ликующий призывный роевой гул, на который из улья выходят все новые и новые пчелы с маткой. Рой выбирает обычно тенистое место в кроне дерева и спокойно сидит в таком состоянии иногда не один час. Затем вдруг по сигналу пчел-разведчиц, мгновенно рассыпаясь, снимается с места, гудящим облаком улетает к новому жилищу, которое за несколько дней до роения пчелы-разведчицы отыскали в дупле или пустом улье и непременно на новом месте. На своей пасеке, если и есть свободный улей, рой в нем не поселится. Инстинкт улететь подальше от родных мест — великая мудрость природы расселения и сохранения медоносных пчел.
Для снятия роя используют роевню, которую открытой стороной подводят под клуб и осторожно стряхивают в нее пчел. Оставшихся насекомых осторожно собирают берестяным или деревянным черпаком. Затем роевню подвешивают на месте, где сидел рой. Все пчелы постепенно присоединяются к нему. Их подгоняют дымом. Как только они полностью соберутся в роевне, ее осторожно закрывают и уносят в темное и прохладное место. Здесь рой окончательно успокаивается.
Более двух лет руководит кружком «Юный пчеловод» молодой пчеловод колхоза им. Кирова Знаменского района Тамбовской области Михаил Алексеевич Бондарев. В его кружке ежегодно занимаются 10—15 учеников местной школы. Здесь ребята знакомятся с основами разведения пчел, содержания и ухода за ними, биологическими особенностями этих интересных насекомых, болезнями и вредителями пчел, мерами борьбы с ними, с использованием семей пчел на медосборе и опылении энтомофильных растений. Много внимания Михаил Алексеевич уделяет приобретению учащимися практических навыков во время работы на пасеке, определению состояния семьи по поведению пчел у летка.
— Присмотритесь,— наставляет он ребят на практических занятиях,— тесно у летка, пчелы с трудом пробираются в гнездо — сильная семья; пчелы летают редко, их легко можно сосчитать — слабая семья. Выяснив причины такого поведения, принимайте экстренные меры, создайте им благоприятные условия для наращивания силы семьи.
Пчелы прилетают тяжелые, они не садятся, а прямо-таки падают на прилетную доску, чуть отдохнув, неторопливо входят в леток — начался медосбор, зацвел какой-то медонос, который пчелы обнаружили и теперь энергично собирают с него нектар и пыльцу. В это время следите, чтобы в ульях было много свободных сотов для их размещения.
Вокруг пасеки произрастает свыше двадцати основных медоносов. Одни растения дают пыльцу, другие нектар. Чтобы уточнить, какой медонос заинтересовал пчел, надо понаблюдать за их работой на цветках. Так, с одуванчика пчелы несут обножку оранжевую, огненную, с яблони — зеленоватую, с лугового разнотравья — больше желтую, с клевера — темно-коричневую, с вербы и. ветлы — светло-желтую.
Только что совершенно спокойная семья приходит в сильное возбуждение. Теснясь в летке, пчелы вылетают из гнезда, стараясь опередить одна другую, торопливо взлетают и, как в вихре, кружатся в воздухе. Над пасекой слышится ликующий призывный роевой гул, на который из улья выходят все новые и новые пчелы с маткой. Рой выбирает обычно тенистое место в кроне дерева и спокойно сидит в таком состоянии иногда не один час. Затем вдруг по сигналу пчел-разведчиц, мгновенно рассыпаясь, снимается с места, гудящим облаком улетает к новому жилищу, которое за несколько дней до роения пчелы-разведчицы отыскали в дупле или пустом улье и непременно на новом месте. На своей пасеке, если и есть свободный улей, рой в нем не поселится. Инстинкт улететь подальше от родных мест — великая мудрость природы расселения и сохранения медоносных пчел.
Для снятия роя используют роевню, которую открытой стороной подводят под клуб и осторожно стряхивают в нее пчел. Оставшихся насекомых осторожно собирают берестяным или деревянным черпаком. Затем роевню подвешивают на месте, где сидел рой. Все пчелы постепенно присоединяются к нему. Их подгоняют дымом. Как только они полностью соберутся в роевне, ее осторожно закрывают и уносят в темное и прохладное место. Здесь рой окончательно успокаивается.
Для новой семьи готовят улей, заполненный сотовыми рамками, и устанавливают его на удобном месте. Рой пересаживают в него в конце дня. Для этого к летку прислоняют специальные сходни-лоток или лист фанеры длиной 65—70 см и шириной, равной передней стенке улья. Пчел из роевни черпаком осторожно переносят на сходни-лоток. Сначала поближе к летку, затем, когда они начнут заходить в улей, подальше.
После того как основная масса пчел войдет в улей, оставшихся из роевни вытряхивают прямо на рамки. Если рой не собирается покинуть свой новый дом, пчелы сразу же начинают его обживать, а утром знакомятся с местностью, отыскивают медоносы. Но если, войдя в улей, рой притих, притаился, а пчелы утром не облетываются, то, как только пригреет солнце, он улетит, забраковав новое помещение. Часто это случается из-за малой квартиры или из-за ее антисанитарного состояния. Инстинкт самосохранения и заставляет их покидать неподходящее жилье.
Молодой семье дают две-три рамки с кормом и расплодом, остальные с вощиной и с пустыми, но качественными сотами. Такая поддержка особенно полезна на случай неблагоприятной погоды. Вощину пчелы быстро отстраивают.
Иногда на прилетной доске у самого входа в леток между пчелами затевается драка — началось пчелиное воровство. Это признак отсутствия взятка. Чтобы не допустить воровства, прежде всего необходимо уменьшить летки. Если пчелы выгоняют трутней, значит период размножения окончился.
Надо видеть, чтобы понять, с каким увлечением и заинтересованностью ребята осваивают в кружке азы пчеловодства. Особенно увлекло пчеловодство Алешу Чикунова и Сережу Фирюлева. Ребята на занятиях труда изготавливают мелкие поделки для колхозной пасеки и под руководством учителя труда сделали термоустановку с автоматическим режимом работы. Они с большой любовью работают на пасеке.
Работа в кружке, пожалуй, лучшая форма профориентации. И не случайно после окончания десяти классов член кружка Олег Кулагин поступил на подготовительное отделение Киевской сельскохозяйственной академии на отделение пчеловодства. Это подтверждение тому, что работа в кружке не проходит даром.